Кафедра Теории и методики начального и дошкольного образования

Заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования:

Попова.jpg  

Попова Елена Исааковна

Кандидат педагогических наук, доцент

Адрес: г. Ишим, улица Ленина 1, корпус 1, кабинет 8.

e-mail: e.i.popova@utmn.ru

Телефон: 8(34551) 5-13-70

Лаборант кафедры (секретарь):
  Мавлюшева.jpg Мавлюшева Марина Владимировна

Адрес: г. Ишим, улица Ленина 1, корпус 1, кабинет 8.

e-mail: m.v.mavlyusheva@utmn.ru


Преподавательский состав кафедры:

Попова Елена Исааковна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

Белова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент

Бырдина Ольга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент

Ефимова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент

Кипина Оксана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент

Коробейникова Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент

Павлова Людмила Андреевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель

Поворознюк Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент

Савкина Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент


Историческая справка 

Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования была создана в 2014 году.

Сегодня профессорско-преподавательский состав кафедры является в своем роде уникальным: здесь работают теоретики и практики, имеющие большой стаж работы в ДОО и начальной школе.

Четыре преподавателя кафедры в разные годы удостоены звания Почетный работник высшей школы,  и Почётный работник общего образования Российской Федерации.


 Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования является выпускающей и реализует  образовательные программы:

  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиль: Начальное; дошкольное образование (ОФО)

  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль: Начальное образование; Иностранный язык (ОФО)
  • 44.03.01 Педагогическое образование профиль: Дошкольное  образование (ЗФО) профиль: Начальное образование (ЗФО)

Научная деятельность кафедры осуществляется в русле темы «Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов дошкольного и начального образования».

В результате выполнения научно-исследовательских работ по данному направлению опубликовано 15 монографий, 50 учебных пособий, в том числе с грифом УМО; более 300 статей, в том числе в рецензируемых журналах перечня ВАК РФ и в журналах, входящих в базы данных Web of Science, Scopus; в зарубежной печати; получено 18 авторских свидетельств РФ.


Преподаватели кафедры принимают участие в разработке госбюджетных и хоздоговорных НИР, грантов.

Реализован грант РФФИ «Методологические основы практико-ориентированной подготовки педагога в Вузе» (исполнитель: О.А. Поворознюк).

В 2020-2023 – Региональный грант РФФИ «Теоретико-методологические основы формирования транспрофессиональных компетенций учителей иностранного языка средствами предметно-языковой интеграции в системе непрерывного профессионально-педагогического образования»  (исполнитель: О.Г. Бырдина).

Реализован Грант Президента для НКО № 18-1-020065 «Новая версия себя»: формирование устойчивого психического, физического, и социального здоровья у нарко и алкозависимых в период реабилитации и постреабилитации посредством физической культуры и спорта».

В 2020 году выигран Грантовый конкурс среди социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения финансовой поддержки в форме субсидии из бюджета муниципального образования городской округ город Ишим АНО «Импульс» 

В 2021 году выигран Грантовый конкурс Президента РФ: Лингвокультурный образовательный проект «English for Art and Culture» для детей и подростков (Бырдина О.Г., исполнитель).


Выполнены хоздоговорные научно-исследовательские работы:

  • «Третичная профилактика аддиктивного поведения в подростково-молодежной среде» по договору  с Автономной некоммерческой организацией «Центр социальной адаптации наркозависимых и алкозависимых «Единство»;

  • «Экспериментальное исследование, направленное на изучение эффективности влияния терапевтических практик на физическое, психическое и социальное здоровье детей с ОВЗ» по договору  с АНО «Социально-психолого-педагогический центр по оказанию услуг населению «Лабиринт»;
  • «Оценка качества дошкольного образования в городе Ишиме» по договору  с Муниципальным  казённым  учреждением «Ишимский городской методический центр» и др.

Кафедра проводит профессиональную переподготовку педагогов, воспитателей по программам «Логопедия», «Дошкольное образование», «Начальное образование»,  краткосрочные семинары, курсы повышения квалификации, методические интенсивы и др.


Ежегодно преподаватели кафедры проходят КПК на базе ведущих российских университетов МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского института психоанализа, НГУ, ТГУ и др. и  участвуют в конференциях и конкурсах разного уровня:

  • #EdCrunch  on Demand (Москва);

  • Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (Москва); 
  • Московский международный салон образования  (Москва, 2021)
  • Международная практическая онлайн-конференция «Университет детства: крутые практики» (Москва, «Университет детства», ИИТО ЮНЕСКО,  2021)
  • Всероссийская  онлайн-конференция по дошкольному образованию «Высокий уровень образовательной среды детских садов: «ЕЖЕДНЕВНОЕ КАЧЕСТВО, А НЕ КАЧЕСТВО ОДНОГО ДНЯ»  (Альметьевск);
  • Международная научно-практической конференции «Process Management and Scientific Developments»  (Birmingham (Великобритания) и  многих других.


Преподаватели кафедры являются экспертами:

  • Открытого чемпионата профессионального мастерства среди молодежи WorldSkills Russia Tyumen по компетенции «Дошкольное воспитание» и «Преподавание в младших классах»;

  • Городского методического центра по экспертизе муниципальных инновационных площадок;

  • Городского конкурса «Педагог года г. Ишима»;

  • Областного конкурса профессионального мастерства «Педагог года Тюменской области»  (Тюмень);

  • Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы» и др.


Ведение практико-ориентированной преподавательской деятельности

Осуществляя координационные связи с ДОО г. и начальной школой Ишима и Ишимского района, преподаватели кафедры ежегодно участвуют в экспертизе и трансляция продуктов инновационного опыта, включающего: профессиональную экспертизу инновационных продуктов (образовательных программ и программ развития ДОО, авторских программ, технологий); обобщение научно-методических материалов, в том числе по авторским образовательным ресурсам; информирование и пропаганду в средствах массовой информации достижений лучших педагогов; в работе дискуссионных площадок по вопросам дошкольного и начального образования.

  • Сотрудничество с образовательными организациями в рамках сетевого взаимодействия по реализации программ педагогического образования.

  • Руководство базовой кафедрой  в МА ДОУ ЦРР детский сад №5 и №19 и исследовательской лабораторией.

  • Научное руководство муниципальными инновационными  площадками  и образовательными проектами МА ДОУ ЦРР детский сад № 5, № 9 и № 19.

  • Руководство учебной, производственной  и преддипломной практикой студентов (направление Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование, Начальное, дошкольное образование; направление Психолого-педагогическое образование, профиль Психология и социальная педагогика).

  • Формирование профессионального опыта студентов через их «погружение» в профессиональную среду (широкое использование профессиональных проб) в ходе практических занятий и разных видов практик.

  • Разработка модели практико-ориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с профессиональным стандартом педагога  и ФГОС.

  • Научно-консультационное сопровождение внедрения ФГОС и профессионального стандарта педагога в образовательный процесс ДОО.

  • Проведение профессиональной экспертизы инновационных продуктов дошкольных образовательных организаций: образовательных программ, программ развития ДОО, дополнительного образования, авторских программ, технологий и т.п.

  • Подготовка и проведение методического интенсива для воспитателей ДОО г. Ишима «Технологии Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  • Участие в ежегодном Августовском форуме работников системы образования г. Ишима – 2021.

  • Организационно-методическое сопровождение открытия в г. Ишиме первой Региональной школы «Университета детства».

  • Подготовка воспитателей МАДОУ ЦРР д/с №24 и МАДОУ д/с №9 к Международному конкурсу стипендий и грантов им. Л.С. Выготского.  

  • Выполнение курсовых, ВКР и проектов по заказу образовательной организации.

  • Привлечение работодателей  к учебному процессу (совместная разработка ОП, участие в оценивании качества подготовки  выпускников, участие в ГИА).

  • Учебно-методическое сопровождения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС:

  1. Попова Е.И. Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет / Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова. – Ишим: Издательство ИПИ им. П.П.Ершова (филиала) ТюмГУ, 2018. –  80с.

  2. Попова Е.И. Семейное воспитание в разных странах мира: традиции и современность. – Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. – 196 с.

  3. Попова Е.И., Белова Т.В. Качество дошкольного образования в России и за рубежом: учеб. пособие. – Ишим: Изд-во ИПИ им. Ершова, 2019. – 365 с.

  4. Попова Е.И., Коробейникова И.А. Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / Е.И. Попова, И.А. Коробейникова. – Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2020. – 78 с.

  5. Белова Т.В., Ефимова Е.А. Построение предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации. Современный взгляд: электронное учебное пособие / Т.В.Белова, Е.А.Ефимова. –  Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2020. – 192 с. и др.

  6. Попова Е.И., Коробейникова И.А. Формирование универсальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста в профориентационных сюжетно-ролевых играх. – Информрегистр, № госрегистрации 0322102554, дата регистрации 23.09.2021.


Стратегические направления развития кафедры:

  • разработка уникальных (эксклюзивных) направлений подготовки;

  • образование через исследование;

  • широкое внедрение в образовательный процесс цифровых технологий.


За период существования кафедры подготовлено более 2 тысяч воспитателей и руководителей ДОО, учителей начальных классов, социальных педагогов для Тюменского региона.

Кафедра расположена по адресу Тюменская область, г. Ишим, улица Ленина 1, корпус 1, кабинет 8.